dima_r: (Default)
[personal profile] dima_r
Все-таки попытаюсь объяснить ту фигню, которую написал некоторое время назад, про видение мира. Мысли, в основном, Г.Рейнина, а комментарии мои :)

Наше обыденное мышление основано на распознавании образов - знакомых жестких конструкций. Я вижу нечто, и узнаю: стул! И сразу включается память о прошлых встречах с этой конструкцией: на нем можно сидеть! Т.е. я приписываю объекту те свойства, с которыми уже сталкивался.

В жизни это нужно. Ребенок, впервые увидев на улице какашку, вполне может потянуть ее в рот. Он еще не знаком с этой формой, не имеет опыта общения с нею, и не знает, какими свойствами она обладает. Взрослые, отучая это делать, одновременно учат распознавать эту форму и приписывать ей определенные свойства: воняет, пачкает и вообще бяка-кака (оценочное суждение).

Мышление через распознавание образов делает нашу жизнь проще и безопасной, но обедняет ее. Ну что, например, можно делать со стулом? Сидеть, двигать, чинить, покупать, продавать, дарить, выкидывать. А вот Александр [livejournal.com profile] girshon в свое время научил меня, что со стулом можно танцевать :)) Для этого потребовалось отказаться от распознавания образа стула как жесткой мыслительной конструкции и "увидеть" его заново. Было очень непривычно и интересно.

Еще интереснее бывает, когда вдруг открывается "видение" человека. Я когда-то научился приписывать ему определенные свойства (например, враждебность), а он вдруг оказался совсем не такой :) И общаться с ним можно не так, как я предполагал: не ругаться, а сотрудничать. А уж если самого себя удалось увидеть!..

Общение с миром через распознавание знакомых жестких конструкций приводит к возникновению т.н. "кнопочных" реакций. У меня есть набор "кнопочек", при задействии которых я выдаю стандартные реакции. Ты мне плюху - я те 2. Девушка польстила - делаю то, что она попросит. Начальство вызывает - заранее жду неприятностей. Араб - значит, террорист. Немец - значит воспитанный музыкальный аккуратист. Ну и тд. Стереотипное восприятие запускает стандартное поведение.

Дальше - больше. Жесткие конструкции (идеи) и кнопочные реакции человека позволяют управлять его поведением. Не куришь? салага! Органы не ошибаются, раз взяли - значит, было за что! Каждый культурный человек должен прочитать "Улисса". Реальные пацаны ездят на "Мерседесах". Вся индустрия пиара и рекламы, по сути, построена на распознавании знакомых образов и запуске кнопочных реакций.

Различные техники НЛП занимаются тем, что "перепрограммируют" эти кнопочки или даже специально создают новые, полезные. Например, если раньше при вызове к начальству человек зажимался и готовился к неприятностям, то после проведения несложной техники он может научиться, наоборот, приходить при этом в максимально ресурсное состояние. Кнопочка осталась, но теперь она включает другую функцию. Вот тут, например, я с одной из таких заморочек разбирался через раскрутки.

Перепрограммирование кнопочек изменяет поведение человека в мире и таким образом меняет отношение мира к нему. Тот, кто ждет от начальства неприятностей, скорее всего их и получит. Если же изменить ожидания (фильтры восприятия), то и окружающий мир начинает вести себя по-новому.

Но гораздо интереснее не просто заменять фильтры и перепрограммировать кнопки, а увидеть мир (или хотя бы часть его) таким, как есть, без распознавания готовых жестких конструкций. Наверное, это и есть просветление, или приближение к нему. А у обычного человека "чистое" видение может происходить во время творческого процесса: при создании произведения искусства, изобретения, открытия.

Например, веками люди считали, что более тяжелый предмет падает быстрее легкого (т.е. приписывали более тяжелому предмету свойство падать быстрее). Потребовался гений Галилея, чтобы усомниться в этом и с помощью простых экспериментов доказать, что это не верно. А когда Майкельсон открыл, что скорость света не зависит от движения источника, то сам в это не поверил даже после сотен новых экспериментов. Эйнштейн, основываясь на этом открытии, создал Специальную теорию относительности (и ее тоже долго не принимали - вызывала когнитивный диссонанс даже у физиков) Для того, чтобы придумать Сигвей, изобретателю потребовалось увидеть транспортное средство по новому, а не в виде привычных форм (автомобиль - мотоцикл - ...) А в конце 70х один из руководителей IBM сказал, что видит рынок для примерно 20 персональных компьютеров во всем мире - он видел комп в виде большой mainframe машины настолько жестко, что просто не мог себе представить грядущий бум писишек.

Т.е., мы сначала учимся воспринимать мир через распознавание знакомых жестких конструкций, а потом сталкиваемся с тем, что мир стал чрезмерно обусловленным. В таком мире жить скучно, а развиваться очень трудно, почти невозможно. Любое развитие означает выход за привычные рамки - а как же можно за них выйти, если я только их и вижу? За ними ничего нет, куда же выходить?

И поэтому настоящее творчество, изменения мира или себя, базируется на не-знании, на отказе от предопределенной (выученной) картины мира. Если я занят только тем, что узнаю знакомые конструкции, то нахожусь в тех ограничениях, которые они несут в себе. Что за чепуха - танцевать со стулом, на нем сидеть надо! Зачем мне знакомиться с девушками, если я и так знаю, что они меня не любят? Компьютер? как же, знаю. Это такой шкаф размером в пол-комнаты. А программы для него набиваются на перфокартах.


Так что незнание, не-узнавание, это действительно высшая форма знания, не-обусловленность.
Ну и нафига я это написюкал? И так же все ясно :)) Прошу прощения, что время отнял.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

December 2011

S M T W T F S
    12 3
4 56 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Wednesday, July 26th, 2017 10:46
Powered by Dreamwidth Studios